Метод мозгового штурма

Автор: , 12 Янв 2012

Мозговой штурмМозговой штурм (от английского brainstorming), появившийся в 30-х годах в США, окончательно оформился как подход к поиску идей и стал широко известен в 1953 году, после выпуска книги А.Ф. Осборна. Суть метода состоит в провоцировании творческой активности участников. Считается, что он лучше всего применим при принятии решений организационного плана, для улучшения качества продуктов и услуг, в рекламе и маркетинге.

В отличие от метода Сильва, который направлен на повышение эффективности мышления отдельного человека, брейнсторм предназначен для поиска нестандартных, креативных решений благодаря генерации и отбору идей высказываемых членами определенной группы, коллектива.  Этот метод состоит из следующих этапов.

Формулировка задачи. На этом этапе назначают участников и ведущего штурма, перед ними четко, формализовано ставят задачу.

Выдвижение идей. Это основной этап. Здесь, под руководством авторитетного, позитивного и знающего ведущего, специалисты разного профиля и, желательно, оптимистичного жизненного настроя генерируют самые разные, порой алогичные или фантастичные идеи. Варианты решений не должны объясняться либо доказываться.  Очень важны отсутствие критики и благожелательная атмосфера. Все высказанные мысли фиксируются, но ни в коем случае не оцениваются и не критикуются. Кстати, за умение излагать свои мысли отвечает Вишуддха чакра.

Анализ и подведение итогов. На этом этапе группа аналитиков, основываясь на требованиях, заложенных при формулировании проблемы, анализируют предложенные ранее идеи. Лучше, если среди этой группы не будет участников предыдущей. Наиболее продуктивные мысли развиваются и комбинируются. В итоге, на основании нескольких наиболее подходящих вариантов принимают  окончательное решение.

Узкие места. Нет внятных способов оптимальности избранных идей. Невозможно применить при решении задач, хоть как-то касающихся этических и нравственных вопросов. Сложно определить авторство лучших вариантов. Процесс генерации и обсуждения идей не алгоритмизируется, поэтому крайне высока роль ведущего.

Достоинства. Простота и доступность, специальной подготовки требует лишь роль ведущего мозговой атаки. В силу коллективности данного способа поиска идей, срабатывает эффект объединения усилий, а количество высказанных мыслей в итоге переходит в качество.

Все о саморазвитии

Комментарии

Отзывов (2) на Метод мозгового штурма”

  1. Игорь Петрович:

    Метод мозгового штурма только выиграет, если участники будут использовать книгу Рычарда Баха «Карманный справочник Мессии» по изложенному мной сценарию:Рекомендую книгу Рычарда Баха «Карманный справочник Мессии» для влюблённых и любящих (можно и для близких друзей). Это книга для двоих. Один из вас задаёт вопрос, на который желает получить ответ в справочнике, а другой, по-своему, желанию открывает (наугад) книгу на развороте 2-х страниц. Задавший вопрос уточняет страницу (слева или справа). Открывший книгу читает вслух приведённый на этой странице афоризм, а задавший вопрос излагает своё максимально развёрнутое толкование афоризма, связывая его со своим вопросом. Непременно следует придерживаться правила: один толкует, а другой слушает (не спорит, не задаёт вопросов, при этом ненавязчиво помогает развивать тему). Предлагаемая форма использования «Справочника» является творческим осмыслением ваших взглядов по самому широкому кругу вопросов (веры, учений, движений и т.д.). Одновременно, такое диалогическое осмысление может стать серьёзной проверкой чувств влюблённых. Мы, я со своей «музой», читали эту книгу больше года. Желаю и вам, читателям этой чудесной книги, радости и взаимности в мире мудрости и согласия. Вопросы должны быть с глубоким подтекстом( конечно, не бытового уровня), например: «Зачем и почему Бог создал не просто человека, а мужчину и женщину?», «О роли и месте мужчины и женщины в семье» и т.п..

  2. павел:

    В 1970-80-х годах метод мозгового штурма мы использовали для поиска технических идей в НИИ. Авторами будущего изобретения (если оно в результате рождалось) становились все участника штурма. Группа подбиралась: генератор идей, энциклопедист (в области поиска), критик («а баба яга всегда против») и ведущий — интегратор-организатор. Иногда срабатывало, главное было амбиции подавить (избежать) генератора идей. Обещали фамилию первого, кто выскажет плодотворную идею, поставить первой в списке авторов изобретения. И не всегда это был он, но соглашался. Принцип работал.
    Изобретатель СССР

Ваш отзыв

Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.

Это не спам.